Евреи офицеры старшего и высшего командного состава балтийского флота участники обороны Ленинграда.

ЕВРЕЙСКИЕ КОМАНДИРЫ БАЛТИКИ

В канун Дня Победы мы снова встретились с Максимом Персоном, создателем Интернет-портала www.jewmil.com , посвященного участию евреев в Великой Отечественной войне.
- Максим, о чем пойдет у нас речь теперь?
- Давайте поговорим о Балтийском фоте…
- Но ведь мы уже говорили о некоторых евреях-моряках, участвовавших в обороне Ленинграда. Например, о командире отряда торпедных катеров  Герое Советского Союза Свердлове, о подводнике Коновалове…
- Теперь речь пойдет о командовании флота. Там тоже были евреи. И эти военачальники внесли свой вклад в оборону города и в конечном итоге – в Победу.

- Для начала – насколько «еврейским» родом войск был флот? Ведь известно, что например, в танковых войсках или авиации процент евреев был выше, чем в пехоте…
- На флоте тоже. В том числе среди высшего командного состава. Другое дело, что иногда национальность определяется только по наградным листам. Вот, например, контр-адмирал Александр Петрович Александров, начальник штаба Балтийского флота в 1945 году. Настоящее имя – Арон Пинхусович Барр, сын коммерсанта из Орла. Сменил фамилию еще во время Гражданской войны…
- Тогда и началась его служба на флоте?
- В Гражданскую Александров служил и на Черноморском флоте, и в сухопутных войсках (был полковым комиссаром в дивизии Котовского). А в 1927 году закончил Военно-морскую академию РККФ - и дальше уже был моряком. Служил на линкоре «Марат» (том, который упоминается в «Дяде Степе» Михалкова), командовал крейсером «Аврора», сам преподавал в академии… а в 1937 году оказался в Испании – советником при командующем республиканским флотом. По возвращении арестован, но через два года освобожден и реабилитирован….
- Что уж говорить, капитану Александрову, урожденному Бару, досталось на долю почти все, что могло случиться с советским командиром того времени. А чем он отличился в войну на Балтике?
- В начале войны опять был арестован и опять отпущен. А потом был начальником штаба Ладожской флотилии, командиром Ленинградской Военно-морской базы… Участвовал в подготовке и высадке знаменитого десанта под Невской Дубровкой. И наконец – вершина карьеры – начштаба флота. Кстати, к карьере Александров был, по отзывам, неравнодушен, командиром был жестким. Высшую свою награду – орден Нахимова первой степени он получил (цитирую), за то что «сумел… организовать и провести большую работу по выявлению трофейного имущества (около 250 тысяч тонн грузов, позднее вывезенных в СССР) в портах Финляндии и передаче в ВМФ большого количества кораблей в счет репараций. Организовал перевод подводных лодок из района КМОР (Кронштадтский морской оборонительный район) финскими шхерами в Западные базы Финляндии, что позволило Балтийскому Флоту развернуть свои подводные лодки на коммуникациях противника Балтийского моря, а так же организовал силами финнов ремонт подводных лодок, возвращающихся из боевых операций».
- Это уже в самом конце войны?
- Да. А через год жизнь контр-адмирала оборвалась: он погиб в авиакатастрофе всего 46 лет от роду.


- Но ведь это не единственный еврей в высшем комсоставе флота?
- Конечно, нет. Какую область не возьми… Вот инженер-судостроитель, уполномоченный управления кораблестроения Военно-морским флотом, капитан I ранга, позднее контр-адмирал Александр Кузьмич Усыскин (кстати, троюродный брат героя-стратонавта Ильи Усыскина).

Вот контр-адмирал Борис Михайлович Волосатов, который ведал ремонтом судов и был заместителем начальника тыла Балтийского флота с 1943 по 1945 год..

Вот Наум Соломонович Фрумкин, руководивший разведкой флота с 1941 по 1943 год, а затем был помощником начальника разведки ВМФ по агентурной работе …

- Разведка – это всегда интересно.
- Да. Тем более, что в биографии капитана I ранга Фрумкина были очень яркие и драматичные эпизоды. В сентябре он командовал диверсионным отвлекающим десантом, посланным в тыл врага по секретному приказу Жукова. А уже после войны, на Нюрнбергском процессе участвовал в допросах руководителей флота Третьего рейха – Редера, Деница…. Потом он был из разведки удален – занимался картографией.

Вот еще один разведчик – Ханаан Ефимович Добрускин он был заместителем начальника разведывательного отдела Балтийского флота с 1944 по 1945 .

А вот морской артиллерист-зенитчик – генерал-майор Павел Тихонович Гельгиссер. Видите, звание у него «сухопутное», а форма на фотографии – морская. Он был начальником противоздушной обороны Балтийского флота.

Еще один штабист – Григорий Ефимович Пилиповский- начальник оперативного отдела Балтийского флота с 1941 по 1942 год. Награжден полководческими орденами Ушакова 2-й степени и Нахимова 2-й степени…


- А боевые командиры, непосредственно руководившие сражениями?
- Теперь поговорим о них. Вот человек с совсем не еврейским именем – контр-адмирал Сергей Борисович Верховский (но по документам – еврей, сын ремесленника из Витебской области). Он – моряк-подводник по профессии и карьере, но два года (1941-143) командовал 69-й морской стрелковой бригадой. То есть стал на время из моряка пехотинцем, вместе со своими подчиненными, которых сняли с судов и отправили защищать город в поле. А потом – снова подводник. Командовал бригадой подводников, и легендарные командиры, в том числе два еврея – Героя Советского Союза (Коновалов В.К. и Богорад С.Н.) были у него в подчинении.


И, наконец, контр-адмирал Абрам Михайлович Богданович, прозванный «Абрамом Невским», - командующий морскими районами Балтийского флота. Он действительно был награжден орденом Александра Невского. А еще - орден Ленина, два ордена Крас¬ного Знамени, орден Ушакова 2-й степени, орден Нахимова 2-степени, орден Отечественной войны 1-й степени, два ордена Красной звезды… Для моряка такой «иконостас», скажем прямо, редкость. Моряков по разным причинам награждали скупее, чем летчиков.
- За что же получил эти ордена «Абрам Невский»?
- Вычислил маршруты вражеских судов, послал тральщики, установил мины…. Обеспечил бесперебойное следование конвоев… Сумел потопить немецкую подводную лодку, захватить часть экипажа в плен, а потом поднять эту подводную лодку со дна Балтийского моря.... Обезвредил поставленные противником минные ловушки… руководил высадкой десантов в устье Тосны…


Из этих небольших, на иной взгляд, не масштабных достижений во многом и состояла война, они и обеспечили снятие блокады и конечную победу.
Иногда противопоставляют громкую «войну генералов» и незаметную «войну солдат». Но вот эти храбрые и трудолюбивые командиры, каких было много десятков – они так же по-будничному делали свое дело, как и рядовые. От каждого их решения зависели тысячи жизней, и они старались эти жизни сохранить. Вряд ли еврейское происхождение было для большинства из них особенно значимо – тогда, в условиях войны. Но евреям стоит помнить их.

 

беседовал Валерий Шубинский