Мы, евреи, - народ героический. Мы воевали вместе со всеми и не хуже других.


И.М.Левитаc

ПОСВЯЩАЕТСЯ: Евреям России XX века, принимавшим активное участие в боевых действиях и строительстве государства.

О некоторых актуальных последствиях Холокоста и Победы.

 Арон  Шнеер 

 

    Для евреев всего мира, в отличие от других народов, разгром гитлеровской Германии  имеет  совершенно особое  значение. 

   Европейские страны  и  большинство народов их населяв-ших, в ходе агрессии Германии потеряли свою незави-симость, испытали национальное унижение,  жизнь  неко-торых граждан, в случае их участия в движении сопро-тивления была под угрозой,  происходило навязывание  нацистской идеологии. Однако у всех стран и народов, оккупированных нацистами, был выбор: принятие оккупа-ции, сотрудничество – экономическое, административное, политическое, интеллектуальное, вплоть до военного – и в таком случае их жизни ничего не угрожало. На оккупированной территории включая СССР никогда не декларировалось тотальное уничтожение народов. С первого дня войны речь шла об освобождении советских народов от «жидо-большевиков». На оккупированных территориях, несмотря на нацистский террор, все народы, имели возможность существовать, хотя и оставаясь гражданами второго сорта, пусть даже рабами. Однако в случае коллаборации они пользовались определенными привилегиями, правами, их жизнь была в относительной безопасности.

 

А сейчас уважаемые участники встречи, ответьте на  несколько вопросов: 

 Хотят ли уничтожить народ, если  на оккупированной территории из коренного населения формируются местные административные органы от сельского старосты до бургомистра,  начальника полиции, начальника управы городского, районного  и окружного уровней?   

Хотят ли уничтожить народ, если на оккупированной территории все народы имели право вступать в брак даже с оккупантами, рожать детей? 

Хотят ли уничтожить народ, если на всей оккупиро-ванной территории работают школы, училища, ВУЗЫ и обучение проходит на родном языке?

Хотят ли уничтожить народ, если на оккупированной территории только РСФСР в 1941-1943 гг.  было открыто 2150 православных храмов ? На Северном Кавказе и в Крыму открываются мечети . 

Хотят ли уничтожить народ, если на оккупированной терри-тории выходят сотни различных газет, книг, работают театры,  опера,  работают кинотеатры?  Осенью 1941 г. открыли театры в Брянске, Вязьме, Пскове,  Орле, Смоленске, Ялте, Киеве, Львове, Харькове,  Одессе, Ворошиловске. Во время оккупации в театре Гатчины работал заслуженный артист РСФСР, партнер Галины Улановой Михаил Дудко, выступал с гастролями на оккупированной территории, в Берлине, Праге, Вене, народный артист РСФСР, кавалер ордена Ленина Николай Печковский

Хотят ли уничтожить народ, если граждане оккупирован-ных территорий служат во вспомогательной полиции, кара-тельных подразделениях, формированиях вермахта и СС от солдата до генерала? 

А теперь, последний вопрос: был ли хотя бы один из этих видов жизнедеятельности на оккупированной территории разрешен немцами евреям?

Вспомним и то, что у советских военнопленных всех национальностей, кроме евреев,  был выбор между жизнью и смертью - встать на путь предательства. У советских евреев даже в случае добровольного или вынужденного сотруд-ничества с нацистами (например, полиция в гетто), конечный результат  был  один – смерть. 

Только один народ был абсолютно вне закона.

 "Иудеи – самый опасный враг, «который когда-либо угрожал жизни, свободе и достоинству человечества. Здесь не может быть места пощаде» . Подобного определения вы не встретите в  отношении никакого другого народа. 30 сентября 1942 г. Гитлер в своей речи в спортпалаце  заявил: «Нынешняя война, это крес-товый поход народов Европы против большевизма.. Истреб-лены будут отнюдь не арийские народы, а <…> еврейство  .

Только в отношении евреев всеми средствами пропаганды нацисты внедряли в сознание других народов идею об их вредо-ности и  необходимости их уничтожения. 

Только в отношении евреев у нацистов было единственное решение – тотальное уничтожение без всякого даже временного заигрывания. Почему нацистский террор в  Центральной Европе не был столь откровенно   массов, жесток и садичен, как на  оккупированной территории СССР?  Для нацистов Европа – это единое социально-культурологическое пространство и немцы его неотъемлемая часть. Поэтому нацисты ведут себя более сдержано, желая сохранить лицо «культурной нации». 

А вот в Польше, Югославии (в Сербии, в первую очередь), СССР, все наоборот. Убивают  на глазах местного населения. Почему? Это славянские страны. Здесь мощное движение сопротивления, а потому и жесточайшие формы подавления этого сопротивления.  Но, кроме того, и это главное, по расовому учению нацистских «ученых»,  славяне –  «унтерменши-недочеловеки», они всего лишь на одну ступень выше евреев.  Поэтому часть из них нужно  уничтожить,  остальных запугать, стравить разные народы, проводя политику: разделяй и властвуй. Поэтому украинские полицейские батальоны действуют в России, Белоруссии, Польше, Литве; эстонские, латышские и литовские – в Белоруссии, России, Украине, Польше. Сегодня некоторые историки  Балтийских стран проводят параллели между советскими репрессиями, Холокстом и нацистской политикой.  В Украине сравнивают Холокост и Голодомор. Я  категорически  против подобных сравнений. 

Если народы мира боролись за свою свободу, то  евреи боролись за свое существование. 

Именно  поэтому  только для    евреев, в отличие от других народов,    разгром  нацистской Германии означал  – жизнь. И евреи всего мира понимали уже во время войны, что  именно  Красная Армия – это армия,  которая принесет спасение и сво-боду. Особенно на это надеялись узники нацистских лагерей.  Красная Армия освободила десятки  гетто  и лагерей в марте 1944 г. и спасла около 70 тыс. евреев в Транснистрии. 

 В 1944-1945 гг. Красная Армия спасла тысячи узников Майданека, Освенцима, Штуттгофа, Терезинштадта. Благодарность к Красной Армии  освобожденные узники пронесли через всю жизнь.  

Приветствуя создание государства Израиль, генерал-лейте-нант Михаил Чернявский в мае 1948 г. написал в Еврейский Антифашистский Комитет письмо, в котором выразил ощущения подавляющего большинства евреев мира: "Трудящиеся евреи всего мира смотрят на Советский Союз как на своего спасителя от фашистского ига…" 

  

Среди граждан нового государства были сотни тысяч  евре-ев, спасенных Красной Армией. Они понимали и ценили роль своих освободителей в разгроме Германии. Это подтверждает письмо второго секретаря миссии СССР  в Израиле М.П. Федо-рина  Зав.отделом  стран Ближнего и Среднего Востока МИД СССР И.Н. Бакулину. "2 апреля-9 мая 1949 г. в Израиле состоялась выставка "Военное искусство Красной армии", На открытии выставки присутствовали официальные лица, депутаты кнессета, представители правительства и генштаба израильской армии. Всего более 400 человек. Отмечали мощь Советской армии. <…> Центральная стена зала была украшена большим портретом Сталина и большим макетом (в 1,5 метра диаметром) ордена "Победа". Был выпущен специальный жетон – орден "Победа"  <…>   Выставку посетило до 12 тыс. человек, из них более 3,5 тыс. военных. Это является  весьма  большой цифрой для Израиля" . 

 

   Вопреки мнению многих политиков Израиля, ученых, руко-водителей и функционеров различных еврейских организаций в Израиле,  считающих, что сионистская  деятельность, а  не  разгром  гитлеровской Германии привели к созданию государства, я убежден, что только  трагедия  Холокоста, а главное, победа  над нацизмом  привели к созданию государства Израиль, его юридическому и политическому признанию. 

Холокост способствовал тому, что политики некоторых стран осознали необходимость создания независимого еврей-ского государства. 

   Трагедия еврейского народа была столь велика и бесспорна, что даже советская дипломатия, преследуя, правда, другие цели, в лице представителей от СССР, Украины и Белоруссии: А.Громыко,  Н. Царапкина, Тарасенко, выражавших волю Сталина, во время дискуссий в ООН пользовалась этим аргументом. В своем выступлении 26 ноября 1947 г. в ООН Громыко мотивируя необходимость создания еврейского государства подчеркнул: "нелишне напомнить и сейчас о том, что в результате войны, навязанной гитлеровской Германией, евреи как народ потерпели больше, чем какой-либо другой народ. Вы знаете, что в Западной Европе не оказалось ни одного государства, которое сумело бы защитить в должной степени интересы еврейского народа от произвола и насилия со стороны гитлеровцев" .

   Еврейские политики, объясняли поддержку   создания и дальнейшую военно-техническую помощь Израилю не только политическими интересами СССР. Голда Меир в своих воспоминаниях отметила: "Осенью 1947 года, когда происходили дебаты в Объединенных Нациях, мне казалось, что советский блок поддерживает нас еще и потому, что русские сами оплатили свою победу страшной ценой и потому, глубоко сочувствуя евреям, так тяжко пострадавшим от нацистов, понимают, что они заслужили свое государство». 

Таким образом Холокост, происходивший при молчаливом безразличии, или, порой, согласии мира, был  одним из главных аргументов не только еврейских политиков в политических дискуссиях о необходимости создания еврейского государства. Это государство стало «убежищем», спасением для многих евреев Европы, народы которой и после войны продолжали испытывать прежнюю ненависть к евреям.

Исключительно жестко, провидчески точно охарактеризовал  послевоенную ситуацию израильский поэт Натан Альтерман.

 

"Монолог Европы 1945 года.

 

Никогда, никогда, еврей, 

Не оставлю я твой народ.

За оградами лагерей

Буду ждать тебя у ворот.

Ты остался в живых, еврей.

Но не радуйся жизни, враг.

Красен хлеб мой кровью твоей,

Без неё мне теперь никак.

Мне шесть лет дозволял судья

Жрать тебя на глазах у всех.

Жрал бельгиец, и жрал мадьяр,

И француз, и поляк, и чех.

Берегись городов, еврей,

Там раскинулась улиц сеть,

Там стоят ряды фонарей

На которых тебе висеть.

Не ходи мостом через Прут, 

Через Вислу, Дунай, Маас,

Ты ведь плыл там – распухший труп…

Ах, вернуть бы те дни сейчас!

Но на площади – верь, не верь –

Цел еще эшафот с тех пор.

Отворишь ненароком дверь – 

На пороге – я и топор.

Ты свободен теперь опять,

Защищён законами. Что ж…

Не ложись только, парень, спать – 

Ведь проснёшься – у горла нож.

Ты теперь отрастил живот, 

Вспоминаешь, грозишь судом:

Мол, верните мне мой завод,

Деньги, землю, работу, дом…

Что ж, грозись. Но прими совет:

Убегай, пока цел, родной.

Даже если дороги нет – 

Лучше сдохнуть, чем жить со мной" .

 

     Надо учесть и то, что трагедия евреев способствовала не только созданию, но и становлению государства. Речь идет о всевозможной советской военной помощи в 1948-49гг.

 В 1973 году премьер –министр Голда Меир написала: «Как бы радикально ни изменилось советское отношение к нам за последующие 25 лет, я не могу забыть картину, которая представлялась мне тогда. Кто знает, устояли бы мы, если бы не оружие и боеприпасы из Советского Союза».

 

 Важно, отметить, что сегодня Израиль  является гарантом спасения евреев любой страны, если  в  ней результате военного или межнационального конфликтов,  жизни евреев угрожает опасность. Эта защита осуществляется не только дипломатическим путем. Израиль организовывает вывоз евреев из горячих точек. 

 

Несколько слов о сегодняшней Европе и евреях. Так как  во времена нацизма  и войны большинство жителей оккупированных европейских стран поддержало Холокост, либо смирилось с ним, можно допустить, что тоже самое произошло бы  во всех без исключения европейских странах. Таким образом, Холокост позволил не только странам, подвергшимся оккупации остаться с «чистыми руками», поскольку еврейская проблема была решена руками нацистов и их пособников. Европейский мир, официально скорбя, в глубине души вздохнул с облегчением – еврейская проблема оказалась почти решенной. В европейских странах сегодня проживает около 1млн. 400 тыс. евреев. Отношение к евреям всех европейских стран без исключения, можно охарактеризовать как необходимое вынужденное, прикрываемое демократическим флером, лицемерие.

 Воссоздание еврейских общин, внимание к памятным датам трагедии евреев в этих странах, особенно в бывших социалистических, лишь недавно ставшими членам ЕС диктуется прагматическими политическими интересами стремлением стать частью современной Европы, где официальный антисемитизм, подменен антиизраилизмом. Однако до сих пор в Латвии и Эстонии на демонстрациях и собраниях в память нацистских пособников, порой можно увидеть в одном ряду с бывшими эсэсовцами молодежь и некоторых местных политиков.   Не случайно  в Риге в  ноябре 2014 г. состоялась премьера мюзикла о  Герберте Цукурсе  летчике  30-х годов и   палаче евреев в 1941 г. 

 

Последствия победы и Холокоста для СССР и России. Несколько важных штрихов: 

На оккупированных территориях СССР было наиболее активное участие местного  населения в преступлениях против личности, т.е. соучастие в убийствах евреев. Подобного соучастия в убийствах не было ни в одной стране оккупированной Европы. Не останавливаясь на социально-политических причинах подобного уникального явления, следует заметить, что желание и готовность убивать с особой жестокостью проявилось в Прибалтике, в Украине, особенно Западной,  Бессарабии-Молдове. 

В послевоенное время именно в этих районах были самые сильные националистические настроения, формировавшиеся в значительной  степени теми,  кто жил в оккупации, а также пособниками нацистов, вернувшимися домой после отбытия сроков наказания. Вполне возможно, что одной из причин нового всплеска антисемитизма в 60–70-е годы в СССР было то, что основную часть рабочего класса, властные и партийные структуры низшего и среднего звена в эти годы составляли люди, выросшие на оккупированной территории, знакомые с нацистской пропагандой и впитавшие ее яд. 

Они, дожившие до перестройки, и их потомки  первыми вклю-чились в борьбу за демонтаж СССР и были в составе Народных фронтов прибалтийских стран,  и возродившихся  Бендеровсикх и им подобных организаций на Украине При первой возможности эти люди вернулись к прежней русофобской и  антисемитской  идеологии. К сожалению, и в России, существующие национал-патриотические организации с фашистской идеологией используют словесные и изобразительные кальки антисемитской нацистской пропаганды времен войны. Ею полны многие так называемые патриотические, славянские, антисемитские сайты, книги, речи, фильмы, например, Ю.Мухина, Душенова и Б.Миронова. 

Интернет оказался абсолютно открытым для антисемитских и  откровенно юдофобских сайтов. Только в социальной сети «В контакте» на русском языке существует не менее 40 групп, пропагандирующих антисемитизм. Вот одно из характерных высказываний: «Жиды - подонки, придумали холокост, а теперь ставят памятники тому, чего не было...» 

 

 У каждого народа своя историческая память, свои объекты и субъекты этой памяти. И те и другие  порой  антагонистичны. Причем такое восприятие может быть в среде  даже одного и того же народа, например, Сталин, генерал А.Власов. Противостояние еще более заметно, когда  речь идет о тех, кто в представлении одного народа  воспринимается как  герой, для другого – эти же лица, либо организации – убийцы и преступники. Например: С. Бандера, Р.Шухевич,  ОУН-УПА, Латышский и Эстонский легионы СС. 

 События важные для одной группы населения могут  совершенно не восприниматься другой. Например,  День победы   в Прибалтике и сегодняшней Украине противостоит  дням памяти  латышского  и эстонского легионов СС  и   украинской дивизии  СС "ГаличинА".  Это напрямую связано с Памятью о Холокосте. 

  Таким образом, отношение  к спорным историческим событиям и фигурам может способствовать консолидации либо разъединению общества, национальных групп, вплоть до противостояния. Может способствовать улучшению или ухудшению национальных и межгосударственных отношений. Может способствовать созданию  положительного либо отрицательного имиджа государства на международной арене.

    Создание в России Научно-просветительского Центра и фонда Холокост, его  научная, издательская, мемориальная и просветительская деятельность,  существование в Москве музея толенрантности,  синагоги на Поклонной горе – свидетельства целенаправленной политики сегодняшнего руководства России на создание благоприятных условий  для восстановления исторической правды о  трагедии  советских евреев  в годы войны и вкладе  евреев  СССР  в победу.

    День Победы относится к  празднику, который, я считаю,  объединяет  вне национальности всех тех, кто сражался  за Победу. Ибо, как сказал Юлиан Тувим, "объединяет не та кровь, которая течет в жилах, а та, которая  течет из жил". 

В этом убеждает  прошедшая в России уникальная  акция  "Бессмертный полк".  Хотя подобная – без громкого специального названия проходит в Израиле в День Победы  

 уже  многие годы. 

   Хочу верить, что в Израиле и после ухода последнего ветерана, мы – потомки, будем  отмечать День Победы, как день Памяти   всех сражавшихся  на фронте воинов, как  день спасения нашего народа, как день благодарности воинам Красной Армии и всем тем, кто  работал на победу в тылу. Главное не девальвировать эту память различными сравнениями и бездумными пропагандистскими компаниями. Сохранить эту память  наша общая задача.

 

 А. Шнеер 
О некоторых актуальных последствиях  Холокоста  и Победы.
 
    Для евреев всего мира, в отличие от других народов, разгром гитлеровской Германии  имеет  совершенно особое  значение. 
   Европейские страны  и  большинство народов их населяв-ших, в ходе агрессии Германии потеряли свою незави-симость, испытали национальное унижение,  жизнь  неко-торых граждан, в случае их участия в движении сопро-тивления была под угрозой,  происходило навязывание  нацистской идеологии. Однако у всех стран и народов, оккупированных нацистами, был выбор: принятие оккупа-ции, сотрудничество – экономическое, административное, политическое, интеллектуальное, вплоть до военного – и в таком случае их жизни ничего не угрожало. На оккупированной территории включая СССР никогда не декларировалось тотальное уничтожение народов. С первого дня войны речь шла об освобождении советских народов от «жидо-большевиков». На оккупированных территориях, несмотря на нацистский террор, все народы, имели возможность существовать, хотя и оставаясь гражданами второго сорта, пусть даже рабами. Однако в случае коллаборации они пользовались определенными привилегиями, правами, их жизнь была в относительной безопасности. А сейчас уважаемые участники встречи, ответьте на  несколько вопросов: 
 Хотят ли уничтожить народ, если  на оккупированной территории из коренного населения формируются местные административные органы от сельского старосты до бургомистра,  начальника полиции, начальника управы городского, районного  и окружного уровней?   
Хотят ли уничтожить народ, если на оккупированной территории все народы имели право вступать в брак даже с оккупантами, рожать детей? 
Хотят ли уничтожить народ, если на всей оккупиро-ванной территории работают школы, училища, ВУЗЫ и обучение проходит на родном языке?
Хотят ли уничтожить народ, если на оккупированной территории только РСФСР в 1941-1943 гг.  было открыто 2150 православных храмов ? На Северном Кавказе и в Крыму открываются мечети . 
Хотят ли уничтожить народ, если на оккупированной терри-тории выходят сотни различных газет, книг, работают театры,  опера,  работают кинотеатры?  Осенью 1941 г. открыли театры в Брянске, Вязьме, Пскове,  Орле, Смоленске, Ялте, Киеве, Львове, Харькове,  Одессе, Ворошиловске. Во время оккупации в театре Гатчины работал заслуженный артист РСФСР, партнер Галины Улановой Михаил Дудко, выступал с гастролями на оккупированной территории, в Берлине, Праге, Вене, народный артист РСФСР, кавалер ордена Ленина Николай Печковский
Хотят ли уничтожить народ, если граждане оккупирован-ных территорий служат во вспомогательной полиции, кара-тельных подразделениях, формированиях вермахта и СС от солдата до генерала? 
А теперь, последний вопрос: был ли хотя бы один из этих видов жизнедеятельности на оккупированной территории разрешен немцами евреям?
Вспомним и то, что у советских военнопленных всех национальностей, кроме евреев,  был выбор между жизнью и смертью - встать на путь предательства. У советских евреев даже в случае добровольного или вынужденного сотруд-ничества с нацистами (например, полиция в гетто), конечный результат  был  один – смерть. 
Только один народ был абсолютно вне закона.
 "Иудеи – самый опасный враг, «который когда-либо угрожал жизни, свободе и достоинству человечества. Здесь не может быть места пощаде» . Подобного определения вы не встретите в  отношении никакого другого народа. 30 сентября 1942 г. Гитлер в своей речи в спортпалаце  заявил: «Нынешняя война, это крес-товый поход народов Европы против большевизма.. Истреб-лены будут отнюдь не арийские народы, а <…> еврейство  .
Только в отношении евреев всеми средствами пропаганды нацисты внедряли в сознание других народов идею об их вредо-ности и  необходимости их уничтожения. 
Только в отношении евреев у нацистов было единственное решение – тотальное уничтожение без всякого даже временного заигрывания. Почему нацистский террор в  Центральной Европе не был столь откровенно   массов, жесток и садичен, как на  оккупированной территории СССР?  Для нацистов Европа – это единое социально-культурологическое пространство и немцы его неотъемлемая часть. Поэтому нацисты ведут себя более сдержано, желая сохранить лицо «культурной нации». 
А вот в Польше, Югославии (в Сербии, в первую очередь), СССР, все наоборот. Убивают  на глазах местного населения. Почему? Это славянские страны. Здесь мощное движение сопротивления, а потому и жесточайшие формы подавления этого сопротивления.  Но, кроме того, и это главное, по расовому учению нацистских «ученых»,  славяне –  «унтерменши-недочеловеки», они всего лишь на одну ступень выше евреев.  Поэтому часть из них нужно  уничтожить,  остальных запугать, стравить разные народы, проводя политику: разделяй и властвуй. Поэтому украинские полицейские батальоны действуют в России, Белоруссии, Польше, Литве; эстонские, латышские и литовские – в Белоруссии, России, Украине, Польше. Сегодня некоторые историки  Балтийских стран проводят параллели между советскими репрессиями, Холокстом и нацистской политикой.  В Украине сравнивают Холокост и Голодомор. Я  категорически  против подобных сравнений. 
Если народы мира боролись за свою свободу, то  евреи боролись за свое существование. 
Именно  поэтому  только для    евреев, в отличие от других народов,    разгром  нацистской Германии означал  – жизнь. И евреи всего мира понимали уже во время войны, что  именно  Красная Армия – это армия,  которая принесет спасение и сво-боду. Особенно на это надеялись узники нацистских лагерей.  Красная Армия освободила десятки  гетто  и лагерей в марте 1944 г. и спасла около 70 тыс. евреев в Транснистрии. 
 В 1944-1945 гг. Красная Армия спасла тысячи узников Майданека, Освенцима, Штуттгофа, Терезинштадта. Благодарность к Красной Армии  освобожденные узники пронесли через всю жизнь.  
Приветствуя создание государства Израиль, генерал-лейте-нант Михаил Чернявский в мае 1948 г. написал в Еврейский Антифашистский Комитет письмо, в котором выразил ощущения подавляющего большинства евреев мира: "Трудящиеся евреи всего мира смотрят на Советский Союз как на своего спасителя от фашистского ига…" 
  
Среди граждан нового государства были сотни тысяч  евре-ев, спасенных Красной Армией. Они понимали и ценили роль своих освободителей в разгроме Германии. Это подтверждает письмо второго секретаря миссии СССР  в Израиле М.П. Федо-рина  Зав.отделом  стран Ближнего и Среднего Востока МИД СССР И.Н. Бакулину. "2 апреля-9 мая 1949 г. в Израиле состоялась выставка "Военное искусство Красной армии", На открытии выставки присутствовали официальные лица, депутаты кнессета, представители правительства и генштаба израильской армии. Всего более 400 человек. Отмечали мощь Советской армии. <…> Центральная стена зала была украшена большим портретом Сталина и большим макетом (в 1,5 метра диаметром) ордена "Победа". Был выпущен специальный жетон – орден "Победа"  <…>   Выставку посетило до 12 тыс. человек, из них более 3,5 тыс. военных. Это является  весьма  большой цифрой для Израиля" . 
 
   Вопреки мнению многих политиков Израиля, ученых, руко-водителей и функционеров различных еврейских организаций в Израиле,  считающих, что сионистская  деятельность, а  не  разгром  гитлеровской Германии привели к созданию государства, я убежден, что только  трагедия  Холокоста, а главное, победа  над нацизмом  привели к созданию государства Израиль, его юридическому и политическому признанию. 
Холокост способствовал тому, что политики некоторых стран осознали необходимость создания независимого еврей-ского государства. 
   Трагедия еврейского народа была столь велика и бесспорна, что даже советская дипломатия, преследуя, правда, другие цели, в лице представителей от СССР, Украины и Белоруссии: А.Громыко,  Н. Царапкина, Тарасенко, выражавших волю Сталина, во время дискуссий в ООН пользовалась этим аргументом. В своем выступлении 26 ноября 1947 г. в ООН Громыко мотивируя необходимость создания еврейского государства подчеркнул: "нелишне напомнить и сейчас о том, что в результате войны, навязанной гитлеровской Германией, евреи как народ потерпели больше, чем какой-либо другой народ. Вы знаете, что в Западной Европе не оказалось ни одного государства, которое сумело бы защитить в должной степени интересы еврейского народа от произвола и насилия со стороны гитлеровцев" .
   Еврейские политики, объясняли поддержку   создания и дальнейшую военно-техническую помощь Израилю не только политическими интересами СССР. Голда Меир в своих воспоминаниях отметила: "Осенью 1947 года, когда происходили дебаты в Объединенных Нациях, мне казалось, что советский блок поддерживает нас еще и потому, что русские сами оплатили свою победу страшной ценой и потому, глубоко сочувствуя евреям, так тяжко пострадавшим от нацистов, понимают, что они заслужили свое государство». 
Таким образом Холокост, происходивший при молчаливом безразличии, или, порой, согласии мира, был  одним из главных аргументов не только еврейских политиков в политических дискуссиях о необходимости создания еврейского государства. Это государство стало «убежищем», спасением для многих евреев Европы, народы которой и после войны продолжали испытывать прежнюю ненависть к евреям.
Исключительно жестко, провидчески точно охарактеризовал  послевоенную ситуацию израильский поэт Натан Альтерман.
 
"Монолог Европы 1945 года.
 
Никогда, никогда, еврей, 
Не оставлю я твой народ.
За оградами лагерей
Буду ждать тебя у ворот.
Ты остался в живых, еврей.
Но не радуйся жизни, враг.
Красен хлеб мой кровью твоей,
Без неё мне теперь никак.
Мне шесть лет дозволял судья
Жрать тебя на глазах у всех.
Жрал бельгиец, и жрал мадьяр,
И француз, и поляк, и чех.
Берегись городов, еврей,
Там раскинулась улиц сеть,
Там стоят ряды фонарей
На которых тебе висеть.
Не ходи мостом через Прут, 
Через Вислу, Дунай, Маас,
Ты ведь плыл там – распухший труп…
Ах, вернуть бы те дни сейчас!
Но на площади – верь, не верь –
Цел еще эшафот с тех пор.
Отворишь ненароком дверь – 
На пороге – я и топор.
Ты свободен теперь опять,
Защищён законами. Что ж…
Не ложись только, парень, спать – 
Ведь проснёшься – у горла нож.
Ты теперь отрастил живот, 
Вспоминаешь, грозишь судом:
Мол, верните мне мой завод,
Деньги, землю, работу, дом…
Что ж, грозись. Но прими совет:
Убегай, пока цел, родной.
Даже если дороги нет – 
Лучше сдохнуть, чем жить со мной" .
 
     Надо учесть и то, что трагедия евреев способствовала не только созданию, но и становлению государства. Речь идет о всевозможной советской военной помощи в 1948-49гг.
 В 1973 году премьер –министр Голда Меир написала: «Как бы радикально ни изменилось советское отношение к нам за последующие 25 лет, я не могу забыть картину, которая представлялась мне тогда. Кто знает, устояли бы мы, если бы не оружие и боеприпасы из Советского Союза».
 
 Важно, отметить, что сегодня Израиль  является гарантом спасения евреев любой страны, если  в  ней результате военного или межнационального конфликтов,  жизни евреев угрожает опасность. Эта защита осуществляется не только дипломатическим путем. Израиль организовывает вывоз евреев из горячих точек. 
 
Несколько слов о сегодняшней Европе и евреях. Так как  во времена нацизма  и войны большинство жителей оккупированных европейских стран поддержало Холокост, либо смирилось с ним, можно допустить, что тоже самое произошло бы  во всех без исключения европейских странах. Таким образом, Холокост позволил не только странам, подвергшимся оккупации остаться с «чистыми руками», поскольку еврейская проблема была решена руками нацистов и их пособников. Европейский мир, официально скорбя, в глубине души вздохнул с облегчением – еврейская проблема оказалась почти решенной. В европейских странах сегодня проживает около 1млн. 400 тыс. евреев. Отношение к евреям всех европейских стран без исключения, можно охарактеризовать как необходимое вынужденное, прикрываемое демократическим флером, лицемерие.
 Воссоздание еврейских общин, внимание к памятным датам трагедии евреев в этих странах, особенно в бывших социалистических, лишь недавно ставшими членам ЕС диктуется прагматическими политическими интересами стремлением стать частью современной Европы, где официальный антисемитизм, подменен антиизраилизмом. Однако до сих пор в Латвии и Эстонии на демонстрациях и собраниях в память нацистских пособников, порой можно увидеть в одном ряду с бывшими эсэсовцами молодежь и некоторых местных политиков.   Не случайно  в Риге в  ноябре 2014 г. состоялась премьера мюзикла о  Герберте Цукурсе  летчике  30-х годов и   палаче евреев в 1941 г. 
 
Последствия победы и Холокоста для СССР и России. Несколько важных штрихов: 
На оккупированных территориях СССР было наиболее активное участие местного  населения в преступлениях против личности, т.е. соучастие в убийствах евреев. Подобного соучастия в убийствах не было ни в одной стране оккупированной Европы. Не останавливаясь на социально-политических причинах подобного уникального явления, следует заметить, что желание и готовность убивать с особой жестокостью проявилось в Прибалтике, в Украине, особенно Западной,  Бессарабии-Молдове. 
В послевоенное время именно в этих районах были самые сильные националистические настроения, формировавшиеся в значительной  степени теми,  кто жил в оккупации, а также пособниками нацистов, вернувшимися домой после отбытия сроков наказания. Вполне возможно, что одной из причин нового всплеска антисемитизма в 60–70-е годы в СССР было то, что основную часть рабочего класса, властные и партийные структуры низшего и среднего звена в эти годы составляли люди, выросшие на оккупированной территории, знакомые с нацистской пропагандой и впитавшие ее яд. 
Они, дожившие до перестройки, и их потомки  первыми вклю-чились в борьбу за демонтаж СССР и были в составе Народных фронтов прибалтийских стран,  и возродившихся  Бендеровсикх и им подобных организаций на Украине При первой возможности эти люди вернулись к прежней русофобской и  антисемитской  идеологии. К сожалению, и в России, существующие национал-патриотические организации с фашистской идеологией используют словесные и изобразительные кальки антисемитской нацистской пропаганды времен войны. Ею полны многие так называемые патриотические, славянские, антисемитские сайты, книги, речи, фильмы, например, Ю.Мухина, Душенова и Б.Миронова. 
Интернет оказался абсолютно открытым для антисемитских и  откровенно юдофобских сайтов. Только в социальной сети «В контакте» на русском языке существует не менее 40 групп, пропагандирующих антисемитизм. Вот одно из характерных высказываний: «Жиды - подонки, придумали холокост, а теперь ставят памятники тому, чего не было...» 
 
 У каждого народа своя историческая память, свои объекты и субъекты этой памяти. И те и другие  порой  антагонистичны. Причем такое восприятие может быть в среде  даже одного и того же народа, например, Сталин, генерал А.Власов. Противостояние еще более заметно, когда  речь идет о тех, кто в представлении одного народа  воспринимается как  герой, для другого – эти же лица, либо организации – убийцы и преступники. Например: С. Бандера, Р.Шухевич,  ОУН-УПА, Латышский и Эстонский легионы СС. 
 События важные для одной группы населения могут  совершенно не восприниматься другой. Например,  День победы   в Прибалтике и сегодняшней Украине противостоит  дням памяти  латышского  и эстонского легионов СС  и   украинской дивизии  СС "ГаличинА".  Это напрямую связано с Памятью о Холокосте. 
  Таким образом, отношение  к спорным историческим событиям и фигурам может способствовать консолидации либо разъединению общества, национальных групп, вплоть до противостояния. Может способствовать улучшению или ухудшению национальных и межгосударственных отношений. Может способствовать созданию  положительного либо отрицательного имиджа государства на международной арене.
    Создание в России Научно-просветительского Центра и фонда Холокост, его  научная, издательская, мемориальная и просветительская деятельность,  существование в Москве музея толенрантности,  синагоги на Поклонной горе – свидетельства целенаправленной политики сегодняшнего руководства России на создание благоприятных условий  для восстановления исторической правды о  трагедии  советских евреев  в годы войны и вкладе  евреев  СССР  в победу.
    День Победы относится к  празднику, который, я считаю,  объединяет  вне национальности всех тех, кто сражался  за Победу. Ибо, как сказал Юлиан Тувим, "объединяет не та кровь, которая течет в жилах, а та, которая  течет из жил". 
В этом убеждает  прошедшая в России уникальная  акция  "Бессмертный полк".  Хотя подобная – без громкого специального названия проходит в Израиле в День Победы  
 уже  многие годы. 
   Хочу верить, что в Израиле и после ухода последнего ветерана, мы – потомки, будем  отмечать День Победы, как день Памяти   всех сражавшихся  на фронте воинов, как  день спасения нашего народа, как день благодарности воинам Красной Армии и всем тем, кто  работал на победу в тылу. Главное не девальвировать эту память различными сравнениями и бездумными пропагандистскими компаниями. Сохранить эту память  наша общая задача.