Его отец был белым офицером, один дядя служил у Колчака, другой — у Деникина. Может быть, именно от них унаследовал он «темперамент убийцы», как он сам о себе говорит. Его не пугали ни немцы, с которыми он вступал в схватку врукопашную, ни брызжущий слюной Хрущев, орущий: «пидарасы!» Он едва не погиб во время Великой Отечественной. И потом еще много раз умирал — когда физически, когда морально. Сегодня ему исполняется 90 лет.
Сам Эрнст Иосифович говорит о себе так: «Мой лозунг — “ничего или все”. Или я живу так, как хочу, или пусть меня убьют. Не уступать: никому — ничего — никогда! Я столько раз должен был умереть... Я и умирал; в жизни было столько ситуаций, из которых невозможно было выйти живым, я в те ситуации попадал потому, что ни от чего не прятался, — но какая-то сила меня хранила и спасла. Я удивляюсь, что дожил до своих лет». Так он говорил двадцать лет назад — в канун своего семидесятилетия. И тут же объяснял: выжил благодаря «абсолютному безумию и работоспособности». А еще, наверное, все-таки генам. Ведь еще во время революции его семью пришли убивать. Если бы не спасительная придумка бабушки, не было бы сегодня в мире знаменитого скульптора и художника ЭрнстаНеизвестного. Не было бы драчуна и задиры, который никогда не сдается.
Из котла
Он родился 9 апреля 1925 года. Спустя всего несколько лет после того, как его отец, Иосиф Моисеевич Неизвестный, вернулся с фронтов Гражданской войны. Как ни удивительно — евреи ведь в основном поддерживали революцию — вся семья оказалась на стороне белых. Отец был адъютантом у атамана Антонова, его братья служили у Колчака и Деникина. Может быть, потому, что дед их был купцом и жили они на Урале, а не в черте оседлости. Оттуда реже уходили в революцию. Однако дед тайком печатал большевистские брошюры. Это и спасло семью, когда пришли большевики. «Бабка вспомнила, нашла бумаги, которые это подтверждали, и отнесла “товарищам”. Расстрел отменили», — рассказывает художник. Деда, кстати, Эрнст Иосифович за сотрудничество с большевиками осуждает: «Дурак он был». А отцом восхищается. Иосиф Моисеевич после революции схоронился в Сибири, выучился на врача и до конца своих дней сохранил светские манеры, например, привычку переодеваться к обеду. Даже если обедом этим служила сухая корка хлеба. Мать Эрнста, Белла Абрамовна Дижур, родилась в Киевской губернии, но отец ее строил железные дороги на Урале. Так они и встретились — бывший белогвардеецНеизвестный и утонченная Белла, писавшая стихи.
Талант у Эрнста родители разглядели еще в детстве. И отдали его в школу для одаренных детей. Он участвует во всесоюзных конкурсах, учится видеть образы, рисует очень советские по духу картины. А в 1942 году не выдерживает — приписывает себе год, чтобы взяли сначала в военное училище, а потом на фронт. И вот, когда цель почти рядом, училище окончено, молодого лейтенанта Эрнста Неизвестногоприговаривают к расстрелу. Не привыкший спускать никому и ничего юноша убил офицера Красной Армии, который изнасиловал его девушку. «Была бы возможность убить его еще раз, я убил бы снова», — уверенно говорит Эрнст Иосифович сегодня. А тогда он три месяца провел в заключении, ждал расстрела. Чтоб не сойти с ума, играл в карты с сокамерниками. В итоге решили, что боевую единицу расстреливать слишком расточительно, разжаловали в рядовые, отправили в штрафбат. Правда, он быстро вернул себе звание лейтенанта. На врага бросался с безудержной яростью. Был награжден за то, что голыми руками, уже будучи раненым, убил одиннадцать немцев. А потом его признали погибшим. С простреленным позвоночником, почти парализованный и не дышащий, лейтенант показался военным врачам неживым. Родителям отправили похоронку. А по дороге в морг уронили: «мертвец» закричал от боли. Так и поняли, что живой. Это случилось в конце апреля 1945 года в Австрии. Родители целый год не знали, что сын жив. Отец поседел, а мать верила, что он вернется. Когда вернулся, ходил только на костылях, от болей в спине буквально выл, врачи прописали ему морфий. А отец выходил сына, спас.
Не диссидент
Немного оправившись, Эрнст снова ринулся в бой — преподавал черчение в Суворовском училище в Свердловске, продолжал учиться: сначала в Академии художеств в Риге, потом в Москве в Суриковском училище, затем на философском факультете МГУ. Кажется, для Неизвестного все дороги должны быть открыты — ветеран войны, герой, да и художественная манера его ничуть не диссидентская: вполне реалистичные монументальные скульптуры, очень все по-советски крупно и решительно. Но для советской власти ни героизм на войне, ни правильные идеологически художественные образы не были основанием, чтобы просто дать творческому человеку возможность работать. Из Неизвестного власти сами лепили диссидента. Хотя тот из принципа диссидентом быть отказывался: «Я никогда не был диссидентом, принципиально. Хотя неприятности у меня были вполне диссидентские. Мне не давали работы, не пускали на Запад. Против меня возбуждались уголовные дела, меня обвиняли в валютных махинациях, в шпионаже и прочем. Меня постоянно встречали на улице странные люди и избивали, ломали ребра, пальцы, нос. Кто это был? Наверное, Комитет. И в милицию меня забирали. Били там вусмерть — ни за что. Обидно было страшно и больно во всех смыслах: мальчишки бьют фронтовика, инвалида войны... А утром встанешь, отмоешь кровь — и в мастерскую; я ж скульптор, мне надо лепить. Нет, нет, я не был диссидентом — готов был служить даже советской власти. Я же монументалист, мне нужны большие заказы. Но их не было. А хотелось работать!»
Неизвестный, впрочем, довольно быстро становится известным. Его приглашают в качестве художника-иллюстратора, зовут создавать монументальные скульптуры, барельефы, композиции. Он иллюстрирует Достоевского, устанавливает в Югославии скульптуры «Кентавр» и «Каменные слезы», создает барельеф «Монумент всем детям мира» для лагеря Артек. И приступает к созданию серии гравюр к произведениям Данте. Книга вышла на английском и русском языках. Иллюстрации Неизвестногосоздали ему мировую славу. И вот, наконец, первая международная награда — премия за монумент «Цветок Лотоса», установленный на Асуанской плотине в Египте. Дома его по-прежнему преследуют, мешают работать. А в Европе уже принимают за своего. Проходят выставки: сначала в Белграде, чуть позже — совместная с Марком Шагалом в Лондоне, затем — в Музее современного искусства в Вене. И все-таки родина давитНеизвестного. Ему тяжело оставаться в изоляции. После знаменитой выставки в Манеже, на которой ему пришлось давать отпор взбесившемуся Хрущеву, о нем в Союзе говорят шепотом. С восхищением. Но стараясь это восхищение скрывать. «Пидарасы!» — кричал ему в лицо Хрущев. На что Эрнст Иосифович предложил лидеру доказать ему, что предпочитает девушек, прямо у всех на глазах. Хрущеву дерзость художника понравилась. Но претензии никуда не делись: «Почему ты уродуешь лица советских людей?» На прощание, правда, смягчился, протянул художнику руку: «В вас сидит ангел и дьявол. Имейте в виду, если победит дьявол, мы вас уничтожим!» ТакНеизвестный стал знаменит. Хрущев стал его покровителем. Несмотря на опалу художника, он требовал от ЦК, чтобы Неизвестному давали заказы, помогал, как мог. Но художника звали на Запад. Ему некогда было продолжать эту игру в кошки-мышки. Он 67 раз подавал заявление с просьбой о поездке за рубеж. Не отпускали. И тогда он решил уехать насовсем. Несмотря на уговоры Хрущева. Позже родственники Хрущева попросили Неизвестного сделать надгробный памятник ушедшему лидеру. Неизвестный сделал. И гонорара не взял.
Уехал
«Если бы остался в России, я бы умер или от скуки, или от водки, — уверенНеизвестный. — Почему? В свое время мне хотелось быть Микеланджело в России. Для этого нужны были заказы от высшего эшелона власти. Но когда я столкнулся с этим эшелоном, понял, что не смогу работать в этой среде, с этими куркулями, не смогу принять их правила игры. Надо было ржать с ними, когда они ржут, пукать с ними, когда они пукают, выпивать с ними и говорить с ними на их языке! Что ж, я этому научился и делал это вместе с ними,— но это было такое насилие над собой! Я начал чувствовать, что просто морально умираю. Вот я бы и умер давно...»
К счастью, Неизвестный на уговоры Хрущева не поддался. 1976 год. Скульптор уезжает в Цюрих. Его отец к этому времени уже умер. А мать, немало натерпевшаяся от власти, остается заложницей. Ее еще долго не выпустят из страны. Но и на Западе у него не очень-то получается уживаться с покровителями. По прибытии в Цюрих Неизвестныйполучает австрийский паспорт из рук самого канцлера. Ему выделяют прекрасную студию. Но в Австрии Неизвестному тесно. Он отправляется в Швейцарию, к миллиардеру Паулю Сахару, известному меценату, покровителю художников. Сахар покупает в Базеле целую казарму, чтобы превратить ее в студию для Неизвестного. Чета Сахаров принимает советского художника в свой дом на правах почетного гостя. Он окружен заботой и толпами слуг. Но по вечерам Сахары устраивают скрипичные концерты, а потом званые ужины. Ему же хотелось взять в одну руку книгу, в другую сосиску. И посидеть в тишине. Он уехал в Америку.
Для Центра исполнительских искусств им. Кеннеди в Вашингтоне он ваяет бронзовую голову композитора Шостаковича. И сразу оказывается в высшем американском обществе. На третий день после приезда. Благодаря дружбе и покровительству Мстислава Ростроповича. Во время церемонии открытия бюста Шостаковича Ростропович представил Неизвестного всем своим американским друзьям: Энди Уорхолл, Генри Киссинджер, Артур Миллер, Рокфеллер. Чтобы попасть в такое окружение, многие тратили годы и так и не добивались своей цели. Неизвестного поначалу увлекла жизнь этой яркой, блистательной компании. Но вскоре он понял, что тратит слишком много времени на приемы, тусовки и пустую светскую болтовню. И эта компания стала для него слишком расточительной и утомительной. Неизвестный хотел работать. И оказался прав. В итоге он, пусть с чуть с большим трудом, но вновь оказался признанным этой тусовкой. Но уже не просто как один из них, а как настоящий художник. Здесь, в Америке, Неизвестный встречает и свою вторую жену Аню. В Союзе он оставил жену и дочь, но, по его собственному признанию, никогда там не чувствовал себя семейным человеком, не очень-то занимался ребенком. Но «бывшая русская» испанистка Аня заставила непокорного художника познать новую для себя жизнь — он становится отцом ее дочери, начинает понимать ценность этой, такой простой, человеческой жизни.
И все-таки иногда возвращается в Россию. Не на совсем, а для работы. Очень жалеет, что мало сделал для родины. Никак не получалось. Не потому, что не хотел, а потому, что деньги, которые выделялись на его проекты, не доходили до него, разворовывались по дороге. Так происходило даже с монументом «Маска Скорби» — памятником жертвам сталинских репрессий в Магадане. Борис Ельцин лично передавал на строительство памятника огромные деньги. Но средства эти до Магадана не доезжали. В итогеНеизвестный вложил в строительство 120 тысяч долларов своих денег. А от гонораров отказался. Посчитал недостойным. И снова увез с родины сплошные раны: душевные и физические — работал на морозе, обморозил пальцы, ногти сошли. Но памятник все-таки достроил.
Он устанавливает памятник Сергею Дягилеву в Перми, празднует свое 80-летие в России, получает из рук российских властей почетные награды, но уже совсем отвык называть какие-то бытовые явления по-русски. Сейчас Эрнст Иосифович уже не дает интервью. Говорят, он так и живет в своем огромном доме с высоченными потолками, словно в храме, и всего двумя спальнями — дом этот не для гостей, а для работы, для вдохновения. Какой-то американский профессор ему сказал: «Спасибо, Эрнст, вы обеспечили моих аспирантов работой на 200 лет. Они будут изучать все сделанное вами». А он бы хотел еще так много сделать для родины. Родины, которая отзывается в его сердце и позвоночнике болью. И которой никогда не нужен был бунтарьНеизвестный, завоевавший мировую славу.
Биография Эрнста Неизвестного
Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 года (по другим данным, 1926 года) в Свердловске (ныне Екатеринбург). Его отец работал врачом, мать Белла Дижур — детская поэтесса. Родители были репрессированы в 1930-е годы.
Первоначальные художественные навыки Эрнст Неизвестный получил в изостудии Свердловского дворца пионеров и в художественной школе в Москве. В 1939 году был отмечен на Всесоюзном конкурсе одаренных детей.
В 1943 году он добровольцем ушел на фронт. В апреле 1945 года в Австрии младший лейтенант Неизвестный был тяжело ранен. Он одним из первых поднялся в атаку на противника, увлекая за собой бойцов всего взвода. Ворвавшись в траншеи, гранатами и огнем из автомата уничтожил пулеметную точку и немецких солдат. Будучи ранен, продолжал командовать взводом. За проявленные мужество и героизм был награжден орденом Красной Звезды.
В 1945 году преподавал рисунок в Суворовском училище в Свердловске.
С 1946 года по 1947 год учился в Академии художеств Латвийской ССР в Риге, в 1954 году окончил Московский художественный институт имени В. Сурикова (мастерская Матвея Манизера). Параллельно с учебой в институте посещал занятия на философском факультете Московского государственного университета.
С 1954 года участвовал в художественных выставках Москвы. В 1955 году ЭрнстНеизвестный стал членом Союза художников СССР, исключен в 1962 году после конфликта с Никитой Хрущевым при его посещении выставки "К 30-летию МОСХа" в Манеже, участником которой был скульптор.
В 1957 году он получил медаль на конкурсе молодых художников на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. В 1959 году стал победителем конкурса на проект монумента Победы.
В 1961 и 1963 году в Москве прошли персональные выставки Эрнста Неизвестного.
В своем творчестве художник и скульптор отдал дань академическому реализму, но в 1950-е годы сформировал свой собственный стиль, сочетающий черты символизма и бурного, темпераментного экспрессионизма. В основном он работал с бронзой, в которой отливались во многих вариантах его скульптурные замыслы, а в монументально-декоративных рельефах — с бетоном. Среди важнейших циклов мастера — "Гигантомахия" (с 1958), "Образы Достоевского" (с 1963), "Образы Данте" (с 1966).
В 1965 году он занял первое место в Международном конкурсе Данте в Музее современного искусства в Белграде, Югославия. В Югославии он создал две скульптуры — "Кентавр" и "Каменные слезы".
В том же году совместно с Марком Шагалом он выставлялся в галерее Гросвенор в Лондоне, в 1970 году прошли выставки скульптора в Музее современного искусства в Париже, в итальянском Музее изящных искусств в Локарно.
Неизвестным были созданы 150-метровый декоративный рельеф "Монумент Дружбы детей мира" в пионерском лагере Артек в Крыму (1966), Памятник в честь дружбы народов ("Цветок Лотоса") на Асуанской плотине в Египте (1968), 15-метровая скульптура "Прометей" для выставки "Электроника-72" (1972), 970-метровый рельеф для Института электроники и техники в Москве (1974), скульптурный памятник "Крылья" для Института легких сплавов в Москве, монументальный архитектурный фасад для здания ЦК компартии в Ашхабаде (1975).
В 1974 году скульптор исполнил надгробие Никиты Хрущева на Новодевичьем кладбище в Москве.
В 1976 году Эрнст Неизвестный эмигрировал сначала в Швейцарию, в 1977 году — в США.
В 1976 году он завершил создание бронзовой головы Дмитрия Шостаковича по заказу Центра Кеннеди в Вашингтоне.
В 1980-х годах Неизвестный неоднократно выставлялся в галерее Магна в Сан-Франциско. По заказу галереи в конце 1980-х годах скульптор создал цикл Man through the Wall, который был посвящен крушению коммунизма.
В 1988 году он создал модель скульптуры "Новая статуя Свободы" в честь Китая и стран третьего мира. В 1989 году завершил работу над иллюстрациями к юбилейному изданию произведений Сэмюэла Беккеттта.
Несколько скульптурных изображений распятия, созданных Неизвестным, приобрел Папа Римский Иоанн Павел II для музея Ватикана.
Им были написаны иллюстрации к Библии — "Пророки", "Экклезиаст" и "Книга Иова".
С 1989 года мастер часто приезжал в Россию. В 1994 году создал статуэтку ТЭФИ. В 1995 году его скульптура "Золотое дитя" была установлена в морском порту Одессы (Украина).
В июне 1996 года в Магадане на сопке Крутой был открыт монумент "Маска Скорби" Эрнста Неизвестного. Центральная скульптура монумента — стилизованное лицо человека, из левого глаза которого текут слезы в виде маленьких масок. Правый глаз изображен в форме окна с решёткой. На обратной стороне — плачущие женщины и обезглавленный мужчина на кресте. Внутри монумента — копия типичной тюремной камеры сталинского времени.
В 2000 году создана композиция "Возрождение" в Москве.
В 2003 году в Кемерове на территории музея Красная Горка открыт 10-метровый бронзовый Памятник погибшим шахтерам Кузбасса.
Монумент был спонсирован из собственных средств скульптора.
В 2004 году его скульптурная композиция "Древо Жизни" была открыта в присутствии автора на пешеходном мосту "Багратион" в Москве.
Последним его монументом стал памятник Дягилеву, установленный в Перми в 2007 году.
В последние годы Эрнст Неизвестный перенес тяжелую операцию по удалению опухоли. Скульптор ослеп на один глаз, его практически не слушаются руки, но он продолжает творить. Неизвестный делает рисунки, которые потом переводятся на ватман через увеличительный фонарь.
С 1962 года мастер выступал с теоретическими статьями и лекциями о синтезе в искусстве, призванном сочетать художественный опыт архаики и авангарда.
Эрнст Неизвестный — приглашенный профессор Нью-Йоркского университета, Гарвардского университета, Йельского университета, Калифорнийского университета, Колумбийского университета.
Член шведской Королевской академии наук, почетный член Европейской академии искусств, наук и гуманистики в Париже, действительный член Академии искусств и наук в Нью-Йорке, член Латвийской академии наук.
В 1996 году был советником по культуре президента РФ Бориса Ельцина.
Эрнст Неизвестный награжден орденом Красной Звезды (1945), российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), Почета (2000).
В 1996 году он был удостоен Государственной премии РФ.
В 1987 году в шведском городе Уттерсберге открылся музей "Древо жизни", посвященный творчеству Эрнста Неизвестного.
В 2013 году Музей скульптора Эрнста Неизвестного открылся на его родине в Екатеринбурге.
Эрнст Неизвестный женат на Анне Грехем (Anna Graham). Первой его супругой была скульптор и керамист Дина Мухина. От первого брака у скульптора есть дочь Ольга — художница.
Материал подготовлен на основе информации сайта Jewish.ru (автор материала Алина Ребель), РИА Новости и открытых источников
Источник: Jewish.ru