Шайхет Аркадий Самойлович
ордена Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, медалью "За Оборону Москвы", медаль "ЗаОборону Сталенграда", медаль "За взятие Берлина" и др. медалями.
старший лейтенант
Военный фото-корреспондент ГлавПУРККА
Аркадий Самойлович Шайхет — советский мастер фотоискусства, один из основоположников советского фоторепортажа.
Аркадий Шайхет (Абрам Шойхет) родился на юге России в Николаеве в небогатой семье.
Мальчик был четвёртым ребёнком в семье и не получил последовательного образования, закончив лишь четыре класса школы.
Образовательный ценз по национальному признаку позволял только одному ребёнку в еврейской семье получить среднее образование.
В двенадцать лет Шойхет устроился подручным слесаря на Николаевский судостроительный завод.
Там он провёл пять лет. Начались Первая мировая война, волнения, Гражданская война. Абрам Шойхет отправился на фронт.
После окончания войны будущий фотограф сменил имя и отправился в 1922 в Москву.
Первая же работа, на которую удалось устроиться Шайхету, определила всю его дальнейшую жизнь.
Он пошёл работать в фотостудию с названием «Рембрандт», которая располагалась на Сретенке.
Опытным журналистом, разгадавшем в ретушёре будущего большого фотографа, был Дмитрий Бразуль, руководитель РОСТа
(специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны).
Он же посоветовал Шайхету отнести свои фото не только в «Рабочую газету», но и в журналы «Красная нива» и «Московский пролетарий».
Работы молодого автора быстро привлекли внимание – его мастерство росло с каждым днем.
Фотографии Аркадия Шайхета стали неизменно появляться в каждом номере «Советского фото», начиная с самого первого, вышедшего в 1926.
Шайхет превосходно справлялся с любыми репортажами – его знали во многих московских редакциях, часто и с удовольствием публиковали.
Он снимал первомайские демонстрации, похороны Ленина, Пленум V конгресса Коминтерна.
В 1925 Михаил Кольцов пригласил фотографа в журнал «Огонёк». Работа в «Огоньке» дала невиданные ранее творческие возможности – стоит лишь упомянуть, что специально для редакции «Огонька» был куплен самолёт, который позволял фотографам успевать на важные мероприятия практически в любой точке огромной страны.
В 1926 на открытии Шатурской ГРЭС Аркадий Шайхет сделал один из своих самых знаменитых снимков – «Лампочку Ильича».
На других снимках Шайхета этого времени - колхозники, красноармейцы, спортсмены.
Первая выставка, в которой принимали участие несколько работ фотографа, была организована Ассоциацией московских фоторепортёров и состоялась в 1926.
В 1928 на выставке «Советская фотография за 10 лет» Шайхет выставил уже 60 своих фоторабот, которые получили самые благосклонные отзывы критиков и прессы.
В 1931 фотограф принимал участие в выставке «огоньковских» фотографов в Лондоне.
Английские репортажи об этой выставке пестрели словами «выдающиеся», «поразительные», «исключительные», а Бернард Шоу заявил, что «…советское искусство оставило далеко позади современное западно-европейское».
Летом 1935 Шайхет вошёл в число двадцати трёх участников выставки «Мастера советского фотоискусства».
В экспозиции было представлено около двадцати его фотографий («Корабль степей» (1934), «Самолёт в Колхозе» (1934), «Сортировка зерна» (1933), «Катки» (1930), «Лыжный поход красноармейцев» (1929), «Утренняя зарядка» (1927)).
Главные причины успеха Аркадия Шайхета – фанатичное отношение к работе, невероятная скрупулёзность, умение выхватить самую суть момента и выстроить идеальную композицию.
Возможности отказаться от задания редакции или просрочить его выполнение для фотографа просто не существовало.
А задания были самые разные, даже рискованные.
Умение войти в контакт, расположить к себе своего героя тоже всегда было сильной стороной Шайхета.
В отношении ракурса Шайхет любил верхние точки – для съёмки он забирался на крыши, деревья, колокольни.
Однажды он залез на крышу Киевского вокзала и провалился там сквозь стекло, но успел за что-то ухватиться и сделал нужную фотографию.
Однако времена менялись, и работа Шайхета в «Огоньке» подходила к концу.
Фотограф не вступал в партию и отказывался занимать руководящие должности.
Постепенно ему перестали поручать ответственные съёмки, и в 1938 Шайхет был вынужден уйти из «Огонька», которому отдал почти тринадцать лет жизни.
Великую Отечественную войну Шайхет прошёл фронтовым фотокорреспондентом.
Он работал в «Фронтовой иллюстрации», печатался в «Правде», «Красной звезде», «Комсомольской правде».
Одним из первых его снимков военного времени стал кадр, запечатлевший испуганных женщин и детей на перроне станции метро «Маяковская» во время воздушной тревоги.
Шайхет участвовал в боях наряду с красноармейцами, а в сражении под Кенигсбергом вместе с шофёром на редакционном грузовике вывёз с поля боя пятнадцать раненых, за что был награжден орденом Красного Знамени.
Шайхет запечатлел эпизоды битвы под Москвой, Сталинград (здесь в 1942 был сделан его знаменитый снимок «Политрук»), Курскую дугу, сражения в Белоруссии, взятие Берлина.
Закончил войну Аркадий Шайхет в Берлине, а летом 1945 он уже снимал встречу советских воинов на Белорусском вокзале.
После войны Шайхет снова вернулся в «Огонёк».
Он много работал, часто выставлялся, но возраст и две войны подорвали его здоровье – у фотографа обострилась полученная в молодости болезнь, он страдал от сердечных приступов и на протяжении нескольких лет перенёс три инфаркта.
Однако отказаться от любимого дела Аркадий Шайхет не мог.
В 1958 он получил почётный диплом всесоюзной выставки «Фотоискусство СССР за 40 лет».
Во время съёмки на Тверской улице Москвы А. С. Шайхет скончался от сердечного приступа 18 ноября 1959.
Похоронен Шайхет Аркадий на Армянском кладбище, Москва.