Вассерман Григорий Моисеевич
Конструктор автомобилей и колесной бронетехники. (Горьковский автозавод)
Григорий Моисеевич Вассерман родился в Донбассе, в городе Бахмут (ныне Артемовск).
Детство пришлось на тяжелые годы - Первая мировая война, революция, Гражданская война, еврейские погромы.
И хотя семья не пострадала в этих бурях, Григорий с детства научился быть собранным и ответственным.
Чтобы помочь семье, шестнадцатилетний Григорий, вместо того, чтобы продолжить образование, вынужден был пойти работать учеником токаря, а через год юноша уехал в Ростов-на-Дону. Там он устроился рабочим-литейщиком и одновременно поступил на курсы чертежников.Через некоторое время способного студента приняли конструктором на экспериментальный завод, выпускавший штампы и пресс-формы для Ростсельмаша.
Не оставляя работы, он поступил на заочное отделение Московского индустриального института. В 1940 году Вассерман защитил на "отлично" диплом инженера-механика по специальности "Автомобили" и был направлен конструктором на Горьковский автомобильный завод.
В январе 1941 года всоставе коллектива инженеров Григорий Моисеевич приступил к работе по созданию легкого командирского полевого автомобиля ГАЗ-64. Задачу поставили военные, предложившие в качестве описания своей потребности американский журнал с фотографией первого джипа, взбирающегося на крутую лестницу Капитолия.
При участии Григория Вассермана за полгода, к лету 1941 был разработан и вскоре выпущен автомобиль для войск. Это был легкий внедорожник с очень технологичным кузовом, который мог свариваться из деталей, полученных самым простым способом, вырезкой и гибкой стальных листов.
Уже в ходе войны опыт эксплуатации советских «джипов» в войсках послужил основой для их серьезной модернизации, и этой работой руководил Вассерман. Новая модель 1943 года-ГАЗ-67 имела усиленную раму, иные крылья над колесами, измененное крепление задних рессор и ряд других усовершенствований. Но к этому времени Красная армия уже получала в больших количествах совершенные американские джипы.
Впрочем, по отдельным позициям джип Вассермана успешно с ними конкурировал. В частности, в отличие от американца, он мог использовать любой бензин, который был в наличии, даже низкосортный, и при этом не выходил из строя.
Необычным было применение 4-спицевое рулевого колеса, имеющего гнутый деревянный обод. Применение деревянной детали было вынужденным, и его освоили на производстве буквально за один день. Накануне сдачи машины в производство в ходе бомбежки был уничтожен завод-поставщик карболитовых деталей, но в условиях войны такие обстоятельства не могли считаться основанием для задержки. В дальнейшем найденное за 1 сутки решение так и стало постоянным. Но, что интересно, этот необычный для автопрома руль полюбился армейским водителям. Оказалось, что даже зимой, в мороз, руки не «примерзали» к нему без перчаток в неотапливаемой кабине машины.
Прозвище, которое дали солдаты этой отечественной машине, свидетельствуеь всё же о тёплом к ней отношении – «ИВАН-ВИЛЛИС».
А ее конструктор Григорий Вассерман приложил свои умения и талант также и к созданию боевых машин – колесной бронетехники. Он работал над созданием бронеавтомобиля БА-64. При его разработке учли опыт разборки захваченных на фронте немецких броневиков. Советский вариант был сделан на базе автомобиля ГАЗ-64, но с учетом немецкого опыта листы броневой защиты располагались под различными углами, что дополнительно улучшало защищенность бронеавтомобиля. Для повышения живучести топливный бак вынесли в кормовую часть машины, где риск пробития емкости становился минимальным. Из-за этого пришлось сместить вперед рабочее место механика-водителя, иначе разместить второго члена экипажа было невозможно.
После окончания войны Григорий Моисеевич снова вернулся к теме разработки нового армейского джипа. И причина была понятна: практически всю войну Красная армия проехала на американских машинах - джипах и грузовиках, а теперь требовалось пересадить ее на отечественные. В разгар Холодной войны в 1947 г., вышло постановление Совмина, предписывавшие Горьковскому автозаводу создать массовую машину высокой проходимости. И Вассерман приступил к проектированию ГАЗ-69, ставшего впоследствии настоящей легендой отечественного автомобилестроения, вероятно – самого совершенного автомобиля, выпускавшегося когда-либо в СССР.
С точки зрения надежности, проходимости, себестоимости производства, неприхотливости в обслуживании ГАЗ-69 не имел аналогов. Он был незаменим на сельских дорогах и в геологических экспедициях, на базе его выпускали массовые грузовички-фургоны. Но не менее значимой была его роль в армии, где джип стал с средством перевозки солдат (в кузове сзади скамьи для 6 человек), тягачом для легкой артиллерии, на него даже монтировали установки противотанковых ракет.
И очень жаль, что в отличие от танковой или авиационной техники, имена конструкторов автомобилей, даже легендарных автомобилей, не известны широкой аудитории.
Григорий Моисеевич Вассерман – одно из таких неизвестных широкому кругу имён.
Александр Энгельс
(на последней из прикрепленных фотографий Григорий Моисеевич Вассерман стоит рядом со своим детищем - полноприводным внедорожником ГАЗ-69).